Версия для слабовидящих Прием обращений

Муниципальное казенное учреждение
Администрация
Новоюгинского сельского поселения
Каргасокского района Томской области

Что делать, если вы получили предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований?

Одной из мер профилактики нарушений земельного законодательства является объявление контрольным (надзорным) органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Предостережения выносятся в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований.

Например, собственник земельного участка планирует использовать его не по целевому назначению – разместить станцию техобслуживания на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования: для эксплуатации индивидуального жилого дома. Так, при осмотре земельного участка могут быть установлены признаки готовящегося нарушения: осуществление строительства нового объекта, нахождение рекламных плакатов, согласно которым на земельном участке планируется открытие станции техобслуживания.

В этом случае усматривается готовящееся нарушение – использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его видом разрешенного использования, за совершение которого предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Выдавая в таких случаях предостережение контрольный (надзорный) орган не констатирует, что в деятельности лица уже есть нарушение, а лишь указывает лицу на недопустимость возможного неправомерного поведения. При этом в предостережении указывается какое конкретно поведение (действие) лица может привести к совершению административного правонарушения.

Поскольку при вынесении предостережения факт нарушения не установлен, то дело об административном правонарушении по результатам вынесения предостережения не возбуждается.

В этом и состоит смысл профилактики нарушений: не реагировать по факту выявленного нарушения путем привлечения нарушителей к административной ответственности, а предпринять меры в целях недопущения совершения административного правонарушения.

Предостережение должно содержать предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.

Таким образом, при получении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований контролируемое лицо не обязано представлять в контрольный (надзорный) орган какой-либо отчет об исполнении им мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, в т.ч. принимались ли им такие меры и какие именно.

Поскольку законодательством не предусмотрена обязанность представления информации об исполнении предостережения, то не установлена ответственность за ее непредставление в контрольный (надзорный) орган.

В связи с чем, при получении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, контролируемое лицо должно проверить, действительно ли на его земельном участке имеется нарушение, на признаки которого указано в предостережении. В случае, если нарушение имеется, его необходимо устранить.

Если в предостережении указано на признаки нарушения границ земельного участка, то актуальность таких границ (т.е. соотнесение фактических границ земельного участка, со сведениями о границах, установленных в ЕГРН) можно проверить путём проведения работ по выносу границ в натуру, для чего можно обратиться за услугами к геодезисту или кадастровому инженеру. Данные специалисты непосредственно на земельном участке смогут указать, где должна проходить граница и тогда наглядно будет видно, имеется ли нарушение границы.

В случае если в предостережении указано на признаки нарушения в виде нецелевого использования земельного участка, то необходимо прекратить нецелевую деятельность на участке или привести вид разрешенного использования земельного участка в соответствие с деятельностью, осуществляемой на таком участке (с внесением сведений в ЕГРН).

Таким образом, предостережение – это разъяснение контрольного (надзорного) органа по конкретным обстоятельствам с указанием возможных негативных последствий для граждан в случае совершения ими административного правонарушения.

Как отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова, предостережение по своей сути является формой наименее обременительного воздействия контрольного (надзорного) органа для граждан, нежели привлечение их к административной ответственности. В тоже время, если лицо, которому объявлено предостережение будет игнорировать предостережение и будет осуществлять действия, которые приведут к совершению административного правонарушения, то такое лицо будет подлежать административной ответственности с назначением административного наказания.