Версия для слабовидящих Прием обращений

Муниципальное казенное учреждение
Администрация
Новоюгинского сельского поселения
Каргасокского района Томской области

История с. Староюгино

Староюгино. Небольшой лесной посёлок, находящийся в Каргасокском районе, и совсем «точка» на карте территории Томской области. Расположено на таёжной реке Васюган в 530 км от областного центра и в 35 км от районного.

С борта самолёта Томская область выглядит сплошным зелёным ковром, по которому то жёлтыми, то коричневыми змейками извиваются большие и малые реки, речки и совсем незаметные ручейки, голубыми кляксами раскиданы озёра, ржавыми пятнами выделяются болота. И повсюду видны следы жизни и деятельности людей. Нетронутая тайга сменяется большими квадратами недавней вырубки, затем нежным ворсом щетинится молодой лес, зелёную чащу пронизывают стрелы дорог, в небо взвиваются дымки нижних складов (нижний склад — место, где разделывается древесина на сортименты), около них коробочки зданий штабеля хлыстов. А дальше просматривается лесной посёлок.

А начиналось всё так.

История села Староюгино уходит корнями во времена поселения членов семьи Югиных. Стационарно на этом месте первым поселился Иван Васильевич Югин, поставив добрый «крестовик» из дерева с высоким крыльцом, дав своё имя разросшемуся впоследствии селению. Если учесть, что Югин приехал парнем, а умер в 1956 году, прожив 104 года, то народную дату основания села следует отнести ко второй половине ХIХ века.

Иван Васильевич Югин оставил после себя добрую память как хороший хозяин, трудолюбивый работник, гостеприимный сосед, часто привечавший ребятишек, словом — «славный был дед». Он был замечательным охотником, но после того, как его «помял» медведь, отчего осталась небольшая хромота, главным его занятием стала ловля рыбы: он «всегда пропадал на рыбалке». Хозяйство Югина было крепким, он держал много скота и водил обозы в Томск с рыбой, с мясом.

У Ивана Васильевича была жена и сын Алексей Иванович. В доме Ивана Васильевича всегда были выкрашены столы, стулья, кровати, что по тем временам свидетельствовало о достатке. Самой памятной чертой в доме Югина были полки, расположенные вдоль стены и заставленные красивой посудой.

Ребятишек привлекали охотничьи лыжи Югина с меховой подошвой, а также амбар, где хозяин хранил своих божков. Внучка Югина решила всё-таки разведать содержимое амбарчика, в котором оказались «боженята», завёрнутые в красные тряпки и платки, хранившиеся в берестяной куженьке. Гнев деда и бабушки был страшен. Бабушка предрекла проклятие «боженят», которое, как утверждают, и исполнилось, дед собрал их и унёс в свою лесную избушку, куда переселился и сам после смерти жены. А сын… Не ужившись с отцом, ушёл жить на другую сторону Васюгана. Так в 1926 году появилось село Новоюгино.

Большой вклад в историю развития села Староюгино внесли археологические раскопки и экспедиции, которые проводились на Каргасокской земле в 1994, 1996 — 1998, 2000 годах при финансовой поддержке Администрации района, а в 2000 году и при поддержке отдела народного образования. Инициаторами совместной работы учёных и школьников района выступили педагоги Каргасокской школы № 1 Монголина Нина Геннадьевна и Агеева Елена Геннадьевна, а также педагог села Староюгино Зарубина Валентина Михайловна, которые плодотворно и активно занимались краеведческой работой. Задолго до начала летней полевой археологической практики учащихся была разработана программа совместных действий и обозначено место будущих раскопок, где с помощью учащихся предстояло разобраться с характером нескольких древних памятников, открытых в 1996, 1998 годах сотрудниками областного краеведческого музея в окрестностях села Староюгино.

В 2000 году отряд, состоящий из учеников 7–11 классов школ Каргаска и Староюгино, приступил к устройству собственного палаточного городка и одновременно к раскопкам трёх древних памятников Староюгинских селищ. Селища эти располагаются за южной окраиной села. Главной целью работы этого отряда было получение информации о времени возникновения посёлков.

За время работы было вскрыто 110 квадратных метров площади, собрано около 1000 фрагментов от десятков глиняных сосудов, найдено три небольших железных ножа, один железный наконечник стрелы, несколько точильных камней, множество кусков шлаков.

Установлено, что территория в древности была здесь густо заселена. Посёлки располагались цепочкой вдоль самого берега реки Васюган. Здесь проживало немалое количество людей.

Полностью проверить легенду на историческую достоверность не удалось, но… Оказывается, ещё в глубокой древности, в раннем железном веке, в V — III веке до н. э., на месте этого посёлка жили древние народы: сильные и воинственные племена таёжных охотников и рыболовов с высокоразвитым бронзолитейным производством. Они поклонялись духам неба, воды, леса, устраивали культовые места, где приносили дары и жертвы своим кумирам, уже в то время они активно занимались торговлей пушниной, которую называли «мягкой рухлядью». Пушнину обменивали на металл и украшения, получая их от соседских южных кочевых племён. Они были современниками скифов, последователи называют их кулайцами и считают далёкими предками селькупов.

Селькупы не жили здесь постоянно в те времена, здесь было их селище. Это означает, что время от времени они появлялись здесь, как этого требовал сезон охоты и рыбалки. И так продолжалось многие века. Постоянно селькупы стали проживать здесь, по мнению Рындиной Ольги Михайловны (Рындина О.М. — этнограф, доктор исторических наук, старший научный сотрудник Томского Государственного Университета), во второй половине ХIХ века, что подтверждает справка из областного архива, сделанная по книге переписи населения. В этой справке сказано, что в 1859 году на этом месте было 6 юрт и проживало 27 человек.

С этого момента население здесь проживало постоянно. Народная память хранит сведения об Айдарове и Чижине, как о первых остяках, чьи землянки располагались на месте будущего посёлка.

К началу 30-х годов ХХ века посёлок насчитывал 10–12 дворов, вытянутых вдоль одной улицы. В посёлке было много скотных дворов и других подсобных помещений. Жители посёлка занимались чисто традиционными для васюганцев делами: разводили скот и рыбачили. Условия для этих производств были идеальными: много заливных лугов, река Васюган и лежащие вокруг посёлка озерья. Жили безбедно.

Мясо и рыбу продавали заезжим купцам или по зимнику увозили в губернский город Томск. Большим подспорьем для посёлка было побочное производство: заготовление ягод, ореха, пушнины. Жители занимались охотой на диких зверей. Кедровый лес подходил тогда прямо к посёлку с западной стороны, который в 1952 году полностью сгорел. Пожар шёл от первого спуска на посёлок. Из Каргаска выслали военных тушить пожар. Тут же был пароход, с которого поливали водой. После этого пожара приезжали люди из деревни Уралки и деревни Забегаловки и дальше строили дома. На пожар, «шедший на посёлок», стал дед Куницин с иконой, и, якобы, остановил огонь, который в основном был верховой, и после пожара лес стоял, его пилили и строили дома. Впоследствии на этом месте выросли берёзы, которые стоят и по настоящее время. Как хорошо, что они пока не использованы на дрова. По краям дороги растут небольшие кусты шиповника. В «грибные времена» среди берёз растут грибы.

Староюгино постепенно росло, разрасталось. И дома-то строили только в две комнаты: кухня да спальня. И печь стояла одна. Для дома брёвна клали сразу на землю, а потом они «уходили» в землю, как будто врастали. Взрослые люди, строя такие дома, не думали о комнате детям. Всё было очень просто. Строили дома «где кому понравится», не заботясь о том, чтобы улица была широкая. Строили дом, а рядом баню и скотный двор, и все эти строения выходили на улицу. И сейчас есть такая улица — Береговая. Она находится при въезде в Староюгино. Дома раскинуты далеко друг от друга, поэтому протяжённость посёлка составляет 5 км.

Подробнее….